Музейные центры и арт-кластеры. Малые исторические города России спасёт устойчивый туризм
Круглый стол по развитию туризма в малых исторических городах России прошел в Суздале в рамках первого Международного экспо-форума «Неделя экономики впечатлений» (Wexecon) 2-11 апреля 2021 года. Организатором встречи стал Фонд развития малых исторических городов.
Генеральный директор фонда, заведующий лабораторией развития туристских дестинаций Финансового университета при Правительстве РФ Юрий Щегольков рассказал о работе фонда и вопросах, которые обсуждались в Суздале.
— Юрий, чем занимается Фонд развития малых исторических городов?
— Мы работаем по пяти направлениям. Первые два — «Исследования» и «Обучение» связаны с университетской деятельностью. Студенты и преподаватели вузов, являющиеся партнерами фонда, изучают экономику, историю, культуру, туризм, экологию малых городов. Мы работаем с Финансовым университетом и РГУТиС, РАНХиГС и НИУ Высшая школа экономики, МГУ им. М. В. Ломоносова и Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого. В этом году мы начали сотрудничество с несколькими зарубежными университетами. Мы проводим бесплатные семинары и конференции, на которых рассказываем, каким образом можно развивать исторические города.
Еще три направления — «Продвижение», «Туризм» и «Благотворительность» касаются повышения узнаваемости малых городов и развития в них туризма, а также поддержки общественных кампаний, направленных на сохранение исторического наследия. Есть здания — исторические памятники, есть те, что иногда называют «деревяшками», «гнилушками». Такие здания не относятся к объектам культурного наследия, но часто составляют исторический облик города, делают его уникальным. Нам дорог каждый исторический дом и мы по мере сил пытаемся, в случае возникновения такой опасности - их спасти.
— Решения местных властей о сносе исторических зданий обычно продиктованы нехваткой средств на реконструкцию...
— К сожалению, так бывает. Дома горят, их сносят... Иногда чиновникам кажется, что снос дома и последующая продажа участка является более эффективным способом наполнения доходной части бюджета, чем пытаться найти достойное применение таким зданиям. Ведь средств на ремонт никогда не бывает даже в богатых городах. А так — есть дом — есть проблема, нет — вроде бы нет, но на самом деле — есть. Просто она станет отложенной — когда выяснится, что в город, изуродованный современной застройкой никто не едет.
Благодаря работе председателя регионального совета нашего фонда, художника-иконописца Владимира Алексеевич Кобзаря в городе Боровске Калужской области общественным активистам из самых разных городов удалось спасти от сноса 25 зданий.
Мы помогаем и включаемся в те проекты, которые иногда требуют юридического участия со стороны некоммерческих организаций — например в городе Кимры Тверской области фонд взял в аренду здание, которое в городе называют «Дом Туполевых». Силами общественных активистов, участвующих в движении «Том Сойер Фест», недавно дом был спасен от сноса, но для его ремонта и реставрации необходимо участие организации, которое поможет аккумулировать необходимые средства и будет следить за качественным их расходованием. По действующему в России законодательству такие возможности есть у некоммерческих фондов — соответственно, мы работаем в Кимрах в качестве партнера активистов из Том Сойер Фест. Мы надеемся, что Фонд сможет участвовать в сохранении и других домов деревянного купеческого модерна, которыми славятся Кимры. Каждый дом украшают резные наличники, являющиеся настоящим произведением искусства. В доме, ставший объектом нашего попечения жила семья советского авиаконструктора Андрея Туполева, мы надеемся сделать здесь небольшой музейно-выставочный центр.
— В своих выступлениях вы отмечаете, что сохранение исторического облика и развитие устойчивого туризма малых исторических городов — путь их спасения. Есть конкретные примеры того, как это работает?
— В России есть многочисленные примеры того, насколько выигрывают города, пошедшие путем развития туризма. Здесь не сносят старые здания, а приспосабливают их под туристические проекты: открывают кафе, отели, музеи. Еще 15 лет назад в Угличе было только два музея, а сегодня... я уже сбился со счета, уже более двух десятков. Теперь это не просто город, но музейный центр, интересный путешественникам.
— Каким образом фонд занимается продвижением малых исторических городов?
— У нас много различных проектов, направленных на повышение узнаваемости малых городов. Например — относительно недавно мы запустили интернет-проект Вести Туризм — где стараемся публиковать все интересные новости из российских регионов. Разумеется — паблики в социальных сетях. Достаточно часто мы устраиваем пресс-туры и другие выезды журналистов и блогеров. Устраиваем презентации малых городов в Москве. Есть большой проект «Энциклопедия малых городов» — это серия инфографики, которую мы делаем совместно с художницей и дизайнером из Мурома Марией Рубцовой. Ежегодно фонд организует не менее 3-х конференций в Москве, куда приезжают представители малых городов — они делятся опытом, знакомятся, учатся друг у друга.
Наиболее известный проект фонда, направленный на повышение узнаваемости малых городов, — межрегиональная, а теперь уже и международная художественная выставка «АртПередвижение». Это выставка, в которой представлены работы художников малых городов, к сегодняшнему дню она побывала в 54 городах, включая Москву, региональные центры России, а также несколько зарубежных столиц. Выставка разделена на две части. Одна из них сейчас находится в Дании, в Копенгагене. Вторая скоро откроется в городе Дорогобуж Смоленской области.
— То, о чем вы говорите, по сути, являются сетевыми программами — а есть ли у Фонда отдельные проекты которые вы делаете только для какого-то города?
— Да, в 2021 году у нас есть несколько значимых проектов, каждый из которых не похож на другой. Например, уже несколько лет мы работаем в самом маленьком городе России — в Чекалине, Тульской области. Это самый маленький, по официальным данным, город России с населением около 900 человек. В марте в нем было открыто два музея, в наших планах способствовать открытию еще как минимум пяти. Содействуем тому, чтобы Чекалин, подобно Угличу, стал музейным центром и повысил свою туристическую привлекательность. Мы планируем провести здесь целую серию событийных мероприятий, создать детскую школу искусств и на основе заброшенных зданий создать систему арт-резиденций. Смысл проекта — сочетание учебного центра для детей и создание города художников, сделать так, чтобы Чекалин стал «раем для художников». Иначе есть реальная опасность превращения города сначала в большое село, а затем он может вовсе исчезнуть с карты.
Особое внимание мы уделяем двум районным центрам в Тверской области. В Бежецке, совместно с Гумилевским обществом мы создаем музейно-выставочный центр «Дом Гумилевых», и здесь нам оказывают поддержку сотни людей — и из Тверской области и со всей страны — все, кому дороги имена Николая Гумилева, Анны Ахматовой и их сына — великого ученого Льва Гумилева. В маленьком поселке Рамешки, точнее — в селах возле него, мы начали работу по созданию этнографического музейного центра тверских карел. Это умирающий народ, со свое историей и культурой — и мы считаем, что только лишь устойчивый туризм позволит сохранить эти места. В конечном итоге и Бежецк, и Кимры, и Рамешки и Чекалин могут сохраниться при условии комплексного развития туризма, устойчивого туризма, творческого туризма.
В общей сложности в 2021 году фонд будет проводить учебные и исследовательские, событийные мероприятия в 40 малых исторических городах и поселениях, и заниматься строительством и реконструкцией как минимум в 5 городах, о которых я говорил выше.
— В России много городов и исторических поселений. Как вы принимаете решения о том — с кем вы работаете, а с кем нет?
— Пока — все просто. Мы сотрудничаем с теми, кто к нам обратился за помощью. Если мы понимаем, что мы можем помочь — мы помогаем. На сегодняшний день у нас заключены соглашения о сотрудничестве с 50 городами 14 регионов России.
— На форуме Wexecon вы провели круглый стол в рамках серии воркшопов «Мастерская впечатлений». О чем шла речь?
— Вместе с председателем ученого совета Фонда Дмитрием Цапуком мы рассказывали о своей работе, делились опытом, рассказывали ою инициированных фондом культурно-познавательных маршрутах, о проектах, способных «перезагрузить» города, потерявших экономическую основу.
— В рамках Wexecon фонд подписал Соглашение с Владимирским государственным университетом (ВлГУ) о совместной работе по созданию культурно-познавательного, научного и паломнического маршрута «Путь Софии». Что это за проект? И какое отношение к нему имеет Владимирская область?
— Это еще один наш проект, ставший недавно международным, направленный на создание в России и за рубежом маршрута, связывающего исторические города, в которых есть соборы святой Софии — Премудрости Божией.
Проект инициирован нашим фондом и поддержан рядом российских и зарубежных, прежде всего научных и туристических организаций. В 2019 году, будучи в Болгарии, в городе Великортырново, мы вместе с представителями Великого Новгорода решили придумать маршрут, соединяющий Новгород и Болгарию. Софию Болгарскую и Софию Новгородскую. Оказалось — что ничего придумывать не надо — когда-то давно Кирилл и Мефодий шли именно по этому маршруту.
Потом мы решили изучить — в каких городах и странах есть соборы Святой Софии — Премудрости Божией. София — это мудрость. Путь Софии — это путь к мудрости — или путь мудрости. Практически появление каждого собора — будь то в Стамбуле (Константинополе), или Киеве, Полоцке или Новгороде, Царском селе или Тобольске, Самаре и Лаишево (есть такой маленький город в Татарстане), Харбине и Сиднее, Салониках и Лондоне, Трабзоне и Никее, Риме и Венеции, означало важную веху в истории каждого государства, на территории которого собор был построен.
Совсем недавно, к не самому длинному списку городов, где есть Софийский собор добавился «тот самый» Чекалин — здесь открылась маленькая Софийская часовня — чуть ли не единственная в мире. Конечно, мы способствовали этому открытию — потому что таким образом Чекалин стал равен Москве и Стамбулу. Не важен размер города — важно — есть ли в нем Софийский собор. Для нас эта часовня — символ надежды для самого маленького города в России — сможет он справиться с бедами нового времени — значит и у других малых городов есть шанс.
Города, в которых есть соборы святой Софии — Премудрости Божией имеют сложную историю, касающуюся не только духовности, но также архитектуры, философии, экономики страны. Сам проект маршрута включает в себя мероприятия по изучению и сохранению культурного наследия, развитие межуниверситетского сотрудничества, и конечно же — организацию туристических поездок.
В этом проекте важнейшее внимание уделяется университетским проектам — мы создаем систему студенческих и преподавательских обменов, а также сетевую магистерскую программу, которая будет работать во всех университетах — участниках консорциума «Путь Софии».
— Можно чуть подробнее?
— Магистратура сможет стартовать в 2022 году. Ее сетевой характер предполагает, что студенты смогут в процессе обучения побывать во всех университетах — участниках программы — в России и за рубежом. Программа будет посвящена изучению территориального маркетинга, истории, туризма.
Когда мы собирали совет и определяли список университетов, которые могли бы войти в консорциум, мы поняли, что без ВлГУ нам не обойтись. Хотя, во Владимире нет Софийского собора или часовни, но сам город — особенный, уникальный. Программа подразумевает изучение истории, философии, экономики, туризма, маркетинга. ВлГУ — один из важнейших вузов, поскольку невозможно знать историю древней Руси, если не прожить хотя бы месяц в ее древней столице.
А что касается Софийского собора, — мы ведь не только сохраняем — но и строим. Можно построить и во Владимире — или в одном из малых городов Владимирской области. София — это символ, путь Софии — это путь к мудрости.
Такой путь, вероятно должен пройти каждый. А мы помогаем такой путь найти.